Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Печать

Кабинет психолога

О рубрике «Кабинет психолога»

Кабинет психолога – это новая рубрика на сайте ДИН МВД Республики Беларусь.

В ней мы расскажем о порядке работы психологической службы уголовно-исполнительной системы, дадим рекомендации о том, как побороть стресс, снизить риск эмоционального выгорания или профессиональной деформации и многом другом. Мы постараемся Вам лучше узнать себя и разрешить проблемные вопросы, а также расскажем о бесплатных круглосуточных телефонах доверия, которые работают в нашей стране. 

1. Что такое психологическая помощь?

Все люди периодически нуждаются в психологической помощи. Психика каждого человека уникальна, соответственно уникальны и ситуации, в которые попадает человек.

Переживая жизненные трудности, мы обычно находимся под сильным эмоциональным воздействием. Поэтому бывает трудно посмотреть на ситуацию со стороны, объективно ее оценить и принять наиболее верное решение.

Трудные жизненные ситуации имеют тенденцию повторяться время от времени до тех пор, пока человек не решит раз и навсегда разобраться с конкретной психологической проблемой. Приняв такое решение, он начинает действовать: читает книги по психологии и психотерапии, работает над собой или идет за помощью к психотерапевту.

Психологическую помощь можно оказывать себе самостоятельно, для чего потребуются некоторые усилия. Во-первых, необходимо хорошо изучить собственную психологическую природу, узнать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны. Помните девиз «Познай себя»?. Для этого нужно научиться наблюдать за самим собой, контролировать собственные психологические реакции на те или иные события, анализировать выявленные психологические реакции. В этом процессе вам поможет разнообразная психологическая и психотерапевтическая литература.

Во-вторых, недостаточно просто прочитать несколько книг. Необходимо применить полученные знания к самому себе, к собственному жизненному опыту. Только в этом случае вы получите ощутимые результаты.

Этот путь познания самого себя может оказаться очень увлекательным и интересным, заставляя по-новому увидеть и понимать себя, других людей и окружающий мир.

Профессиональное воздействие (профессиональная психологическая помощь) является обычно более эффективным, поскольку оно характеризуется целенаправленностью, организованностью с выбором адекватных целям и задачам средств и методов психологического воздействия.

Наиболее сильное психологическое воздействие оказывают профессиональные психологи, консультанты, психотерапевты, имеющие специальную подготовку в области психологии, психологического консультирования и психотерапии. Психологическая помощь этими специалистами оказывается на основе всестороннего изучения человека, способов его реагирования в различных ситуациях.

Непрофессиональное психологическое воздействие (непрофессиональная психологическая помощь) также может быть эффективным, если партнёр по общению эмоционально значим. Непрофессиональная психологическая помощь, при которой не происходит осознанной предварительной формулировки её целей и задач, осознанного выбора наиболее адекватных этим целям и задачам форм и методов воздействия, чаще всего отличается стихийностью и, как правило, непредсказуемостью результатов. Оно по большей части случайно и неуправляемо.

Люди образованные, интеллектуально развитые, имеющие четкую жизненную позицию и логически продуманную систему ценностей и жизненных целей, как правило, способны оказывать более выраженное воздействие на окружающих. Они могут оказать поддержку в трудной жизненной ситуации, дать дельный совет. 

2. Психологическая служба Департамента исполнения наказаний. 

Психологи уголовно-исполнительной системы всегда готовы помочь в сложных жизненных ситуациях как сотрудникам пенитенциарной системы, так и членам их семей. 

Последович Елена Александровна, старший инспектор по особым поручениям группы психологического обеспечения ДИН, рабочий телефон 8 (017) 215 53 27

Левкевич Евгений Михайлович, ведущий специалист группы психологического обеспечения ДИН, рабочий телефон 8 (017) 215 53 26

Клыковская Елена Владимировна, старший инспектор-психолог УДИН по Витебской области, рабочий телефон 8 (0212) 601 364

Дивакова Надежда Валерьевна, старший инспектор-психолог УДИН по Гомельской области, рабочий телефон 8 (0232) 295 794

Самуйленкова Светлана Васильевна, старший инспектор-психолог УДИН по Гродненской области, рабочий телефон 8 (0152) 797 398

Алехнович Анна Сергеевна, старший инспектор-психолог УДИН по г. Минску и Минской области, рабочий телефон 8 (017) 291 25 78

Столярова Марина Юрьевна, старший инспектор-психолог УДИН по Могилевской области, рабочий телефон 8 (0222) 257 104

При обращении гарантируется полная конфиденциальность: то, что Вы захотите рассказать психологу, останется тайной для всех остальных лиц. Информация о клиенте не разглашается.

 3. Этические принципы и правила работы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий. 

5. Психологическое просвещение

Задача данного раздела – это повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологических проблем и понимании сущности психологической службы. 

6. Для руководителей 

Важная составная часть деятельности психолога – консультирование руководителей подразделений по поводу принимаемых ими управленческих решений, прогнозирование социально-психологических последствий этих решений, разработку психологических рекомендаций по повышению эффективности управленческих воздействий. 

РУКОВОДИТЕЛЮ

О СТИЛЕ И МЕТОДАХ РУКОВОДСТВА

(Рекомендуется для руководителей

при осуществлении практической управленческой

деятельности на различных уровнях и ступенях) 

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятная обстановка в коллективе, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности службы, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый морально-психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы сотрудников и в итоге дают максимальную эффективность в служебной деятельности. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в службе.


Личные качества руководителя

Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.

-китайская пословица-

1. Равное отношение ко всем. В своей работе руководитель должен обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.

2. Требовательность. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения стоящих перед ними задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Критикуя человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.

4. Скромность и непримиримость к лести. Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые этого заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить, — тоже лесть.

5. Чуткость. Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.

6. Самокритичность. Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

7. Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

8. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

9. Выдержка. Руководитель должен, прежде всего, уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. 


Руководитель и коллектив

Я не могу управлять направлением ветра,

но всегда могу так поставить паруса, чтобы, достичь своей цели.

О.Уайльд

   1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии сотрудников друг к другу, умело руководить — это искусство. При этом в некоторых коллективах присутствует профессиональный эгоцентризм – мнимое восприятие частью сотрудников своей деятельности как приоритетной и наиболее значимой. К основным причинам появления и развития функционального эгоцентризма следует отнести: неверные психологические установки по отношению к другим службам и подразделениям; предвзятое отношение руководства органа внутренних дел к отдельным службам; нарушение профессиональной адаптации молодых сотрудников; отсутствие или нечеткость критериев оценки эффективности деятельности различных служб; недостатки в организации материального и морального стимулирования; неравномерные нагрузки на сотрудников различных служб; предвзятое отношение сотрудников друг к другу в связи с отсутствием взаимной информации о специфике и объеме работы; проявление карьеризма; стремление получить личные выгоды со стороны отдельных сотрудников.

Практическими мерами по профилактике и преодолению функционального эгоцентризма могут служить:

постоянное изучение и диагностика социально-психологических явлений в коллективах и группах сотрудников со стороны начальника органа внутренних дел, его заместителей и руководителей служб;

правильная расстановка кадров с учетом их психологической совместимости и наличие способностей  к той или иной деятельности;

взаимное информирование о деятельности служб, обсуждение результатов работы в присутствии всех членов коллектива;

развитие сотрудничества работников различных служб на основе активизации их совместной деятельности;

создание правильного коллективного мнения о деятельности различных служб органа внутренних дел;

развитие института наставничества и создание системы адаптации молодых сотрудников;

повышение профессионального мастерства сотрудников различных служб подразделений;

формирование у сотрудников чувства коллективизма, добросовестного отношения к труду и дисциплинированности;

обучение сотрудников профессиональной этике.

2. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

3. Если руководитель хочет иметь крепкий, сплочённый коллектив, он должен осуществлять кадровую политику по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему ее человеку.

4. В вопросах службы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

5. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы исполнять его обязанности без ущерба для дела.

6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите все силы и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

8. В системе управления современным коллективом деятельность одного сотрудника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования функций в управлении учреждением, лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.

9. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В противном случае работа никогда не будет доведена до конца.

10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Излишняя строгость вызывает озлобление.

11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший сотрудник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые. К ним применять взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание. 

Роль руководителя

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.

3. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

4. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы коллектива, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени, но способного в течении короткого времени мобилизироваться и быть готовым даже для подвига.

5. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться внимательно выслушивать чужое мнение.

6. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность. 

Цените время 

1. Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.

2. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого сотрудника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

3. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.

4. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительным. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.

5. Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

6. Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.

7. Научитесь говорить «нет». Часть вашей программы экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять главное от второстепенного.

8. Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о встрече. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор по делу. 

Главные причины невыполнения распоряжений

 и пути их устранения 

1. Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель должен его пересмотреть и выправить.

2. Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем. Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.

3. Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.

4. Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими, наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.

Основное правило, которому должен следовать руководитель, является работа с опорой на самоорганизацию, т.е. настойчивое побуждение подчиненного к самостоятельности, инициативе, повышению профессиональной подготовленности, самообразованию.

В качестве приемов диагностики состояния работы подчиненного руководитель может использовать:

наблюдение за качеством выполнения подчиненным своих функциональных обязанностей, планирования рабочего времени, состояния взаимодействия с другими сотрудниками. Особо следует обратить внимание на поведение сотрудника в значимых для него ситуациях (критика его работы, его выступления на собраниях и совещаниях, тактика решения конфликтных ситуаций и т.п.);

обобщение независимых характеристик состояния работы подчиненного. В качестве экспертов могут выступать коллеги, другие руководители, представители общественности и т.д.;

изучение результатов выполнения даваемых подчиненному поручений, а также качества подготовки служебных и процессуальных документов;

анализ данных об итогах работы за отчетный период, о поощрениях и взысканиях, случаях нарушениях законности и дисциплины, а также материалов жалоб и предложений трудящихся;

анализ организации подчиненным рабочего места, планирования и распределения рабочего времени;

хронометраж работы подчиненного в течение определенного промежутка времени (день, неделя, месяц и т.п.).

В результате такого изучения руководитель должен уяснить следующие вопросы:

- насколько должностные обязанности соответствуют полноте и четкости отражения в них основных направлений служебной деятельности, конкретизируются ли обязанности на обслуживаемом участке, объекте или в связи со складывающейся оперативной обстановкой;

- как сотрудник усвоил свои должностные обязанности, когда и кто в последний раз принимал зачет по их знанию;

- какие должностные обязанности сотрудник выполняет с удовольствием, а какие без интереса либо избегает выполнять или выполняет под принуждением;

- как оценивается уровень профессиональной подготовленности к работе по должности (какие чаще всего встречаются профессиональные ошибки и чем они вызваны);

- каковы основные трудности в профессиональной деятельности, их причины;

- каков уровень самоорганизации, инициативы и самостоятельности в работе, какими личностными качествами сотрудника определяются;

- удовлетворен ли сотрудник работой, взаимоотношениями с руководителем и коллегами;

- кто помогает ему в повышении профессионального мастерства, с кем из работников он чаще всего контактирует, с кем находится в конфликте;

- как организовано рабочее место, распределяется рабочее время;

- владеет ли специальной и организационной техникой, обеспечен ли ею;

- какую оценку организованности в работе, реальной загруженности, достигаемых результатов, перспектив в работе дает сам подчиненный.

Чтобы лучше понять подчиненного, руководитель должен мысленно поставить себя на его место, увидеть его положение в коллективе, постараться разобраться в его переживаниях, самочувствии, степени удовлетворенности работой, узнать реальные трудности в деятельности и их причины. 

                                                                         Авторитет мнимый и подлинный

Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность. Компетентность в служебных вопросах и порядочность в поведении – слагаемые истинного руководителя. Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться – только тогда он научится управлять. Следует быть смелым и решительным: ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, нежелание брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний сверху.

При неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите причину их в себе. С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, не способные предугадать их и подготовиться к ним.

При распределении заданий следует учитывать опыт и способности каждого подчиненного. Каким бы трудным ни было  задание, оно должно быть выполнимым. Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать одновременно несколько важных и срочных заданий. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные. Неразумно взваливать всю работу только на себя, считая подчиненных неспособными ее выполнить. Не делайте сами того, что могут сделать подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать пример.

Выполнение каждого задания всегда контролируйте: отсутствие контроля может навести сотрудника на мысль о ненужности выполняемой работы. Не подменяйте контроль мелочной опекой.

Когда предлагаемое сотрудником решение в принципе не противоречит вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы.

Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу.

Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-либо вопросе, напротив, поддержите его. Хорошая репутация подчиненного – это похвала руководителю.

Старайтесь постоянно поддерживать материальную и моральную заинтересованность подчиненных  результатах труда. Лучше не увлекаться наказанием; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

Не старайтесь приобрести репутацию «добренького» руководителя, фамильярничая с подчиненными.

Помните, что уважение к руководителю со стороны подчиненного способно подвигнуть его на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

Без надобности не делайте замечания подчиненному в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу.

Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большого значения.

Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.

Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

Следите за своей речью. В манере говорить проявляются профессиональная грамотность, общая культура и нравственный облик руководителя.

Будьте оптимистом и в сложных ситуациях не теряйте бодрости духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела. Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Шутка снимает напряжение, создает обстановку доверия и доброжелательности.

Точность и обязательность – непременные качества руководителя. Он никогда не опаздывает и требует того же от подчиненных.

Следует быть принципиальным не только со своими подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел на своем участке, отстаивать интересы дела.

Старайтесь не применять меры дисциплинарного воздействия (поощрения, наказания), которые могут вызвать неприятие коллектива. Дисциплинарное воздействие обязательно должно быть своевременным.

Избегайте иронической оценки действий и поступков подчиненного, особенно в присутствии других членов коллектива, ибо она, как правило, вызывает обиду.

Критикуя подчиненного, критикуйте его за конкретные поступки, но не саму личность.

ТЕСТ: «ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.       Сможете ли Вы легко приспособиться на старом месте работы к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных Вам?

2.       Быстро ли Вы адаптируетесь в новом коллективе?

3.       Способны ли Вы высказать свое мнение публично, даже если заранее знаете, что оно противоречит официальной точке зрения, мнению вышестоящего руководства?

4.   Если Вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли Вы без колебаний перейти на новую работу?

5.      Склонны ли Вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и отыскивать подходящую для данного случая отговорку?

6.      Объясняете ли Вы обычно причину своего отказа от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными смягчающими и камуфлирующими причинами и обстоятельствами?

7.      Сможете ли Вы изменить свой прежний взгляд по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?

8.      Вам принесли документ на подпись. Мысль его верна, но стиль изложения Вам не нравится. Станете ли Вы править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с Вашим мнением?

9.      Если в магазине на витрине Вы увидите некоторую вещь, которая Вам очень понравилась, приобретете ли ее, даже если эта вещь не так уж и необходима?

10. Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров человека, имеющего большой авторитет в Вашем окружении?

11. Составляете ли Вы заранее план проведения своего отпуска?

12. Всегда ли выполняете данные Вами обещания?

Согласно Вашим ответам определите по шкале их оценки (табл.) общее количество, набранных Вами баллов.

№ вопроса

Варианты ответов

Номер вопроса

Варианты ответов

Да

Нет

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

3

4

3

2

0

3

0

0

0

0

4

0

7

8

9

10

11

12

2

2

0

0

0

2

0

0

2

3

0

0

 - набравший от 0 до 9 баллов очень нерешителен. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешивает все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Прежде, чем решиться на какой-то ответственный шаг, долго советуется и зачастую принимает половинчатое решение. На собраниях и совещаниях предпочитает отмалчиваться. Из-за такой «сверхосторожности» с ним трудно работать. Хотя данный человек и обладает знаниями, эрудицией, опытом, однако нерешительность намного снижает его коэффициент полезного действия. На такого человека трудно положиться в серьезном деле, он может и подвести; 

- набравший от 10 до 18 баллов принимает решения осторожно, но не пасует перед серьезными проблемами, которые надо решать сию минуту. Колеблется обычно в ситуации, когда для решения есть достаточно много времени. Этот фактор является своего рода предпосылкой для возникновения различного рода сомнений, появляется соблазн все «утрясти», «согласовать» с вышестоящими руководителями, хотя в этом нет особой необходимости. Такому человеку следует посоветовать больше полагаться на свой опыт, знания, эрудицию, которые подскажут, как правильно вести дело. В крайнем случае — посоветоваться с кем-нибудь из коллег или подчиненных, но лишь для того, чтобы проверить себя; 

- набравший от 19 до 28 баллов — достаточно решителен. Логика, последовательность, обоснованность, с которыми он подходит к изучению проблемы, помогают ему решать возникающие вопросы быстро, и в своем большинстве правильно. Полагаясь в основном на себя и на свой опыт, он, тем не менее, не игнорирует советы коллег по работе, хотя прибегает к ним не так уж и часто. Принятые решения отстаивает до конца, но если все-таки доказывается их ошибочность, может изменить свое мнение. Преобладание субъективизма при принятии решений может привести в некоторых случаях к их необъективности. Поэтому такому человеку следует все же чаще консультироваться с другими по тем вопросам, в которых он недостаточно компетентен; 

- набравший больше 28 баллов — сверхрешителен. Считает себя компетентным во всех аспектах деятельности. При принятии решений он не только не учитывает мнения других, но даже не пытается их выяснить. Единоначалие в руководстве понимает как право на полностью самостоятельные, волевые решения, критические замечания по их поводу вызывают у него раздражение, которое он даже не пытается скрывать. Такому человеку импонирует, когда его называют решительным, волевым, целеустремленным, способным многого добиться в одиночку. Чтобы утвердиться в таком мнении окружающих, он может отвергать разумные предложения других. Свои ошибки переживает болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководителями не рождаются, ими становятся. Эта статья имеет своей целью не поучать и «наставлять на путь истинный», а помочь руководителям различного уровня усовершенствовать своё управленческое влияние на коллектив. Это своеобразный путеводитель, который лишь указывает направление, но не является «рецептом» от всех проблем. Ведь руководить – значит уметь убедить других с энтузиазмом стремиться к поставленной цели. Управленческие формы деятельности существуют, но не живут активно до тех пор, пока руководитель не приведет в движение фактор мотивации у людей, и не поставит перед ними чёткие и ясные цели.

Будьте лидерами своих коллективов, ведите сотрудников вперёд, а не подталкивайте их, стремитесь войти в историю, а не вляпаться в неё. Эффективный руководитель получает важные результаты постоянно, а не время от времени. Ведь постоянство – первый признак мастерства! 

7. Бесплатная экстренная психологическая помощь: «телефоны доверия» в Беларуси 

 

Код

Телефон

Время работы

ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКИЕ

Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов

8 801

100 21 21

по будням

с 9.00 до 17.00 бесплатно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию – телефон доверия для детей

8 801

100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

МИНСК

для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

 

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр «Психиатрия – наркология»

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Борисов

8 01777

92 62 85

15.00 – 17.00

Вилейка

8 01771

5 14 98

8.00 – 16.00

Молодечно

8 01773

5 46 44

20.00 – 8.00

Слуцк

8 01795

5 53 33

8.00 – 18.00

Солигорск

8 0174

22 11 22

9.00 – 16.00

Жодино

8 01775

3 51 02

13.00 – 15.00

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Брест

8 0162

40 62 26

круглосуточно

 

8 0162

20 15 55

круглосуточно

Барановичи

8 0163

41 60 80

9.00 – 17.00

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Новополоцк

8 0214

53 25 75

8.00 – 20.00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8.00 – 20.00

Орша

8 0216

21 00 19

8.00 – 20.00

Витебск

8 0212

43 22 93

круглосуточно

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гомель

8 0232

37 91 91

8.00 – 24.00

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гродно

8 0152

170

8.00 – 24.00

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Могилев

8 0222

47 31 61

круглосуточно

8 0222

22 26 81

8.00 – 20.00 (будни)

Бобруйск

8 0225

43 40 24

круглосуточно